Текст петиции «Родители Казахстана за традиционные очные школы»

Алена

Мы, родители казахстанских детей, выражаем свой протест против планов узаконить дистанционное обучение. Мы категорически против того, чтобы после снятия карантинных мер отдельные предметы остались в цифровом формате навсегда. Мы настаиваем на том, чтобы право наших детей на среднее образование, закрепленное 30-ой статьей Конституции РК, было обеспечено в полном объеме — по всем без исключения дисциплинам и при непосредственном, личном участии профессиональных педагогов. Школьное образование должно быть очным, живым и натуральным, оно не должно быть заменено цифровым суррогатом. Цифровые технологии могут быть использованы лишь как дополнительные методики, в строго ограниченном утвержденными регламентами объеме и только на добровольной основе. Режим чрезвычайного положения заставил наших детей, учителей и родителей участвовать в жестком эксперименте по дистанционному взаимодействию учащихся с неким набором образовательных ресурсов по самообразованию посредством искусственного интеллекта. Спустя два месяца мы приходим к неутешительным выводам, несмотря на то, что чиновники от образования пытаются преподнести дистанционное обучение как новаторские технологии, развивающие творческие способности школьников и приучающие их к самодисциплине. В действительности же за период самоизоляции мы столкнулись с рядом существенных проблем в обучении наших детей. Мы убедились в том, что навязываемые нам, искусственно созданные представления о самодостаточности ребенка не имеют под собой реальной основы. Дистанционное обучение продемонстрировало ряд дефектов, угрожающих умственному и личностному развитию детей, их здоровью и психическому благополучию. Дистанционные уроки не обеспечивают раскрытия всей полноты учебного материала. Дети постоянно отвлекаются на видеоигры, переписку с друзьями, домашних животных, просмотр телевизора. Фрагменты, которые некоторым учащимся удается уловить из объяснений телеучителей, не складываются в целостную картину. По факту, предоставленные сами себе дети теряют мотивацию и интерес к учебе, они растеряны и угнетены. Уровень эффективности дистанционных занятий стремится к нулю. Кроме того, дети, по долгу учебы по шесть часов прикованные к экранам, жалуются на боль в глазах, шее и спине, общее недомогание и быструю утомляемость. Дистанционное обучение допустимо оставить лишь в качестве резервной, временной меры на случай чрезвычайных ситуаций. Дистанционное образование не должно заменять очной передачи знаний от учителя к учащимся.

Адресат: Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев — министр образования и науки Асхат Аймагамбетов

Право на образование закреплено в статье 228-ой Всеобщей декларации прав человека, в статьях 13-ой и 14-ой Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, статьях 28-ой и 29-ой Конвенции о правах ребенка, статье 15-ой Закона «О правах ребенка в Республике Казахстан». Среднее образование не должно профанироваться, оно не должно быть номинальным и автоматизированным.

Однако сегодня прямо на наших глазах цифровые технологии окончательно разрушают традиционную школу. Уровень знаний тех детей, кому родители не нанимают репетиторов, работающих с учащимися лично, стремительно падает. Дети лишены коммуникации, их вынуждают взаимодействовать не с живыми людьми, а с бездушной машиной. Мы видим, что личное человеческое обучение становится привилегией только хорошо обеспеченных семей, а тем, кто не в состоянии платить, предлагают довольствоваться пустышкой. Мы пришли к выводу, что такое положение недопустимо для нашей страны, поскольку породит поколение в большинстве своем малообразованное, не способное строить процветающее государство.

На опасность цифровых технологий неоднократно указывали авторы различных исследований. Член Королевского общества медицины Великобритании, биолог и доктор философии Арик Сигман опубликовал в журнале Британского института биологии Biologist результаты исследования влияния социальных сетей на здоровье человека («Всегда на связи: биологическое влияние социальных сетей»). Ученый называет причины, почему следует уменьшать время наших детей в Интернете. Вот некоторые из них:

  •  увеличивается масса тела, образуются жиры;
  •  в крови образуются вещества, провоцирующие сахарный диабет;
  •  разрушаются навыки социализации и эмпатии;
  •  нарушается самоконтроль, возможность длительной концентрации внимания на чем-то одном;
  •  нарушаются сон и аппетит;
  •  нарушается кровообращение головного мозга;
  •  возникают психологические и психические проблемы;
  •  увеличивается риск раковых заболеваний.

Арик Сигман указывает на то, что, согласно последним исследованиям, в которых приняли участие миллионы граждан,«у людей, регулярно пользующихся большим количеством мобильных устройств и компьютеров, разрушаются нейронные связи между отдельными важными участками мозга и сокращается объем серого вещества — ключевого элемента в мыслительном процессе».

«Цифровое слабоумие», или «цифровая деменция» — именно так называют новое явление современные психиатры, психологи, нейробиологи и нейрофизиологи. Считается, что впервые этот диагноз был поставлен в Южной Корее в 2007 году младшим школьникам, когда оказалось, что изменения, которые произошли в их мозге, очень напоминают старческое слабоумие: идет разрушение важных участков лобной доли, которые отвечают за концентрацию, кратковременную память, принятие решений, коммуникацию, внимание, способность сопереживать эмоциональному состоянию другого человека.

Выводы ученых Гарварда («Влияние Google на память. Воздействие постоянного доступа к информации на наше мышление») также тревожны: использование современных IT-технологий крайне неблагоприятно влияет на мышление людей, восприятие информации у детей становится все более и более поверхностным. Суть в том, что длительное взаимодействие с информационными технологиями формирует у детей так называемое «клиповое мышление», которое, привыкнув поглощать короткие несложные блоки видеоклипов, не позволяет пользователю связывать события между собой, выстраивать логические связи. В результате ребенок, не имея возможности осмыслить какую-либо тему, привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых.

Ученые уже открыто называют смартфоны и айпады «цифровым наркотиком». Как пишет известный американский нарколог Николас Кардарас («Дети света… транс»), исследования сканов мозга показали, что цифровые технологии влияют на лобную долю коры головного мозга так же, как кокаин.Они так сильно возбуждают мозговую деятельность, что в организме повышается уровень дофамина, участвующего в формировании зависимости. Из-за этого эффекта американский доктор П. Вайбрау, директор факультета неврологии Калифорнийского университета, считает экраны «электронным кокаином». А доктор Э. Доан, руководитель отдела исследований наркотической зависимости для Пентагона и флота США, называет игры и гаджеты «цифровой фармацевтикой». Китайские же исследователи откровенно называют их «цифровым героином».

Общепризнанно, что длительное электромагнитное излучение оказывает губительное воздействие на растущий организм.В наибольшей степени страдает нервная система, а также сердечно-сосудистая. Сначала возникают такие признаки, как головная боль и головокружение, общая слабость, нарушение сна и т. д. Обратить последствия поражения электромагнитным излучением возможно только через прекращение воздействия негативного фактора или через сведение такового воздействия к минимуму.

Все эти доводы и предупреждения требуют тщательнейшего изучения и анализа. Недопустимо насаждать непроверенные и очевидно опасные технологии в школах, создавая детям условия для экранной зависимости.

Мы, родители казахстанских детей, категорически против электронной формы обучения. Мы считаем систему электронного образования опасной для наших детей — для их здоровья, психики, интеллекта, социальной адаптации и мировосприятия.

Мы требуем:

1. Обеспечить казахстанским детям возможность получать бесплатное традиционное образование с посещением школы, где будут организованы занятия с личным физическим присутствием в классных комнатах педагогов-людей, которые будут непосредственно обучать детей.

2. Исключить любые эксперименты над образовательным процессом наших детей без согласования с родителями и законными опекунами.

3. Срочно организовывать независимую научную экспертизу для оценки безопасности современных цифровых технологий в образовании, обеспечить публичный доступ к методам проведения экспертизы и ее результатам.

4. Обеспечить добровольность перехода учеников, учебных классов и образовательных организаций из традиционного формата обучения в электронный.

5. Разработать расширенные СанПиНы для дистанционного цифрового обучения, которые нормативно сведут к минимуму возможные риски.

6. Обеспечить общественный контроль над технологиями электронного обучения школьников.

7. Разработать стратегию охраны здоровья обучающихся в цифровом формате.

8. Организовать «круглые столы», публичные слушания, обсуждения по инициативам Министерства образования и науки РК по узакониванию дистанционного обучения. Обеспечить широкое привлечение родительской общественности и экспертного сообщества к обсуждению.

Подписать петицию можно здесь : citizengo.org